Сообщение

Костел Святого Карла Баромея в Пинске


Адрес

Брестская обл., Пинский р-н, г. Пинск

Галерея


Описание

Первые коммунисты Пинщины

Необычный костел вот уже более двухсот лет украшает столицу Полесья – город Пинск. И проходя мимо, просто нельзя не остановить взгляда на прекрасном белом храме с красной черепичной крышей. Этот костел носит имя Святого Карла Баромея и имеет необычную историю. К сожалению, сейчас он не действует, в нем располагается концертный зал.

В 1695 году из Италии в Пинск прибыли светские ксендзы, их объединение имело много названий – бартоши, бартолиновцы, варфоломиты. Именно для них и был возведен деревянный костел в предместье Каролин. Этих священников еще называли коммунистами, потому что они проживали в коммуне. Ксендзы-коммунисты активно занимались общественной деятельностью – учили детей и молодежь, открывали семинарии и школы. Сначала они появились в Великом княжестве Литовском, а уже потом – в Польше. Резиденции варфоломитов были в Люблине, Сандомире, Кольцах и других польских городах. В Пинске они тоже обосновались и открыли здесь семинарию.

В библиотеке Варшавского университета есть рукописная книга, в которой размещены работы и стихи Михаила Кодлубовского – воспитанника Пинской семинарии и будущего гродненского оффициала. Это четыре трактата о философии Аристотеля и три стихотворения.

Дела у ксендзов-коммунистов шли неплохо, поэтому в 1770 году они начали строительство нового – каменного – храма на месте деревянного. Костел открыл свои двери перед прихожанами в 1782 году. Его освятили в честь Святого Карла Баромея, освящение прошло в 1784 году. Карл Баромей был одним из видных деятелей католической церкви времен Контрреформации. За его труды его канонизировали. Святой Карл был представителем знатного итальянского рода, имел родство с Папой римским и был кардиналом-епископом Милана. Создание семинарий по всей Европе – его инициатива.

В конце XVIII века для варфоломитов наступают непростые времена. Постепенно их деятельность в Пинске становится все незначительнее и незначительнее. Совсем она прекращается в 1836 году, когда умирает последний ксендз Исидор Контонович. После этого костел долгое время находится в запустении. Правда, в 1860 году горожане собирают деньги на его ремонт. После ремонта костел снова освящают, но уже под именем Святой Троицы. А в 1912 году он присоединяется к костелу Успения Девы Марии.

XX век несет храму новые испытания. Сведений об этом костеле нет ни в одном советском учебнике по истории или архитектуре. Причиной этому стали ксендзы-коммунисты. Советская власть не могла допустить упоминания о том, что коммунисты на эту территорию пришли на двести лет раньше, и что они были священниками. Коммунистическая партия СССР навязывала всем атеизм, поэтому постаралась вычеркнуть костел Святого Карла Баромея из всех письменных источников. Еще одной из причин стало то, что костел был освящен в честь Святого Карла – слишком явная аналогия с Карлом Марксом.

После Великой Отечественной войны костел продолжает оставаться римско-католическим. Правда, в 1960-е годы его закрывают. Здание становится никому не нужным, начинает разрушаться. Местные власти решают использовать пустующее здание для открытия здесь городского концертного зала. Проводится реконструкция костела, устанавливается компьютерный орган фирмы «Аллон».  Кстати, так о реконструкции здания говорил известный писатель Владимир Короткевич: «Нужно сберечь эту барочную игрушку, которой мог бы гордиться любой город Европы».

Внешний вид костела также интересен, как и его история. Это пример оборонного строительства. Костел может похвастаться внушительной толщины стенами, подземными ходами, он немного напоминает крепостную башню. Костел был построен на закате барочной архитектуры. Небогатый декор интерьера подчеркивает суровый аскетизм здания.

Сейчас в костеле по-прежнему располагается концертный зал, тут горожане могут услышать классическую музыку. О возвращении костела верующим речь пока не идет.

 

 



Карта