Сообщение



РАССЫЛКА ОТ PROBELARUS


К истокам крещения руси. Христианизация Беларуси


Христианская культура постепенно вытеснила со славянских земель языческие верования. Только некоторые традиции, переработанные в духе новой религии, сохранились в народных праздниках и обрядах. Появление христианства традиционно связывается с князем Владимиром, бытует уверенность, что он крестил Русь «огнем и мечом». Однако на белорусских землях процесс появления и укрепления новой религии был гораздо более сложным и многогранным.

Древние легенды Полесья

На юге Беларуси процесс христианизации прошел достаточно мирно. Сохранилась легенда о том, что по водам Днепра и Припяти в этот район приплыли каменные кресты. Они плыли от самого Киева, вверх по течению. А пристав к берегам, окропили земли тогдашних Турова и Пинска кровью. 

Увидев такое проявление божественной воли, язычники покаялись и приняли Христа. На месте тех крестов появились первые церкви. И действительно, епархии в Турове и Пинске были одними из самых древних. Сохранились летописные упоминания о том, что вооруженные отряды из Киева практически не встречали сопротивления на Полесье. 

Первые храмы, построенные на юге Беларуси, были деревянными. При этом здания были вытянуты вширь, силуэты чем-то напоминали корабли. Такая особенность обусловлена географией региона - там, где много полей, местность ровная, храмы не нужно было строить высокими. Притвор, неф и алтарь располагались друг за другом, такая конструкция во многом повторяла конструкцию обычных полесских домов. Так в народе закреплялось понимание, что храм - это общий дом для всех.

На юге Беларуси древние храмовые постройки не сохранились. Дерево - не самый прочный материал, многие церкви, каплицы сгорали во время пожаров, их грабили и разрушали на протяжении многочисленных войн. 


Самые яркие представители деревянного религиозного зодчества на юге Беларуси:


• Свято-Николаевская церковь в Кожан-Городке,

• Туровская церковь всех Святых,

• Троицкая церковь в Доброславке (ее называют «самой узкой» в Беларуси),

• Свято-Никитская церковь в Здитово,

• Георгиевская церковь в Давид-Городке.


Деревянные церкви и храмы относятся к XVII – XIX векам. Некоторые из них были восстановлены по старым чертежам, отреставрированы после войн и антирелигиозной политики СССР.

Колыбель христианства на севере Беларуси

В северной части Беларуси осознавали необходимость принятия новой религии. Новые проповедники убеждали людей, делали акцент на принципах милосердия, возможности развития культуры и письменности. Также местные власти понимали, что все соседские княжества, кроме Литвы, уже были христианскими. 

Полоцкая епархия была основана в 992 году, спустя четыре года после объявления князем Владимиром политики христианизации. Первыми проповедниками новой религии стали княжна Рогнеда, жена Владимира, и ее сын Изяслав. Именно молодой княжич сумел организовать вокруг себя надежных людей. При церквях открывались школы, монастыри предоставляли приют сиротам. Сын Изяслава, князь Брячислав, продолжил дело отца. 

Существует легенда, что христианство появилось на территории Полоцкого княжества еще до прихода Изяслава. Святой апостол Андрей проповедовал на берегах Черного моря и прошел вверх по Днепру до самого Новгорода. А на обратном пути в Рим он псетил Полоцкое княжество, именно тогда здесь и появились первые общины. Согласно другому мифу, в IX веке на полоцких землях проповедовала Святая равноапостольная княгиня Ольга. 

Но первые упоминания о церквях Полоцка появляются в летописях X века. Самой старой считается Богородичная «старая», здесь уже в 1007 году шли богослужения, хранились мощи святых Рогнеды и Изяслава. также здесь располагались иконы, привезенные из Царьграда.

В Полоцких землях начиналось каменное строительство храмов на территории Беларуси. Первые храмы появились в XII веке, затем строительство продолжалось на протяжении столетий.

Самые известные памятники храмовой архитектуры Полоцка:


• Спасо-Преображенская церковь, где сохранились фрески XIIвека,

• Спасо-Евфросиньевский монастырь,

• Софийский собор, 

• Крестовоздвиженский собор,

• Свято-Покровская церковь.


Храмовая архитектура и развитие христианства в центральной и западной Беларуси

В центре Беларуси язычество сохранялось дольше всего, первые епархии были основаны в XI – XII веках. Сюда даже добирались отряды вооруженных «просветителей» из Киева, не встретившие сопротивления на юге.

Однако постепенно христианство стало государственной религией во всех регионах. Началось активное храмовое строительство. До нашего времени сохранилась церковь в Гродно. Свято-Борисоглебская церковь (Коложа) была возведена в XII Веке, это самый древний действующий храм на территории Беларуси. 


Также в списке знаменитых храмов Беларуси:


• Свято-Духов кафедральный собор в Минске,

• Минский храм Покрова Пресвятой Богородицы,

• Свято- Петро-павловский собор в г. Минск,

• Крестовоздвиженский собор в Могилеве,

• Петро-Павловский кафедральный собор в Гомеле,

• Свято-Успенский кафедральный собор в Витебске,

• Воскресенская церковь в Витебске,

• Свято-Успенский храм и монастырский комплекс в Жировичах,

• Свято-Воскресенский собор в Борисове.


Христианская культура оказала влияние на все сферы жизни. В XI – XII веках исчезли такие жуткие традиции язычества, как кровавые ритуалы, человеческие жертвы, искоренился обычай многоженства. С приходом христианства увеличилось количество грамотных людей. Также претерпело кардинальное изменение градостроительство -теперь центром крупного поселения становился не замок, а храм.

Посетить интересные места и увидеть вживую памятники храмовой архитектуры можно во время религиозных и паломнических туров по Беларуси. Также посещение памятных мест, крупных церквей и соборов входит в обзорные экскурсии по Минску, областным центрам и всей Беларуси.