Легенды древнего Турова
08/06/2022 | 2869 просмотровТам, где свободно несет свои воды Припять, в краю полесских лесов расположен один из древнейших городов на территории Беларуси – Туров.
Историки считают, что Туров был центром восточнославянского племени дреговичей, имевшего свое княжение еще до вхождения в состав древнерусского государства.
Впервые Туров упоминается в «Повести временных лет» под 980 годом: «Рогволод пришел из-за моря и имяше волость свою в Полотьске, а Тур Турове, от него же и Туровци прозвашася».
В Турове обрабатывали железо, дерево и кость, делали гончарные изделия, шили обувь, вырезали красивые украшения из драгоценных металлов. Городские купцы торговали с Киевом и другими древнерусскими княжествами.
Летописи говорят, что в конце Х века великий князь Киевский Владимир Святославич отправил своего сына Святополка править Туровом.
Известно, что в середине XII века при поддержке жителей Турова князем стал внук Святополка Юрий Ярославич, правивший с 1157-го по 1162 год. Но это сильно не понравилось киевскому князю Изяславу Давидовичу и в том же 1157 году он собрал сильное войско при поддержке смоленских, галицких и других княжеств и отправился в поход на Туров, рассчитывая захватить город с ходу. Однако Туров выстоял. Войска великого князя киевского приступили к продолжительной осаде, которая длилась 10 недель.
Благодаря исключительной стойкости жителей города и воинскому мастерству князя Юрия Ярославича, независимость Туровского княжества удалось отстоять. Следующий киевский князь также пытался подчинить своей власти Туров, но так же безуспешно.
Туров был не только большим политическим центром, но и одной из культурных столиц древнерусской земли. В самом начале ХІ века при Святополке в Турове была основана епископская кафедра. В городе, согласно летописи, на начало ХІІ века было около 40 церквей. Доподлинно известны, что там были Спасов и Богородицкий храмы или монастыри, Борисоглебский монастырь, Никольский монастырь, Варваринский монастырь, монастырь во имя св. Николая, Спасо-Троицкая церковь, Спасо-Преображенская церковь. Ильинская церковь, Петропавловская церковь, Всехсвятская церковь.
Центральной фигурой в те времена был епископ Туровской епархии Кирилл Туровский – активный просветитель и распространитель Христианства. Он создал и записал молитвы, проповеди и притчи, которые широко разошлись по древнерусским княжествам. Годом его рождения считается 1130, а смерти – 1186.
О высокой культуре Туровского княжества свидетельствуют археологические исследования, многие из которых подтверждают существование Туровской художественной школы. В 1865 году было найдено Туровское Евангелие – древний рукописный памятник XI века. Это самая ранняя (из сохранившихся) книга, созданная в Беларуси. Богато иллюстрированное Туровское Евангелие сегодня хранится в Вильнюсе, там же находится второе Туровское Евангелие середины XVI века, списанное с очень старого оригинала.
Красивый и величественный город Туров был разрушен в Рождество 1241 года монголо-татарами, убившими всех «от мала до велика» включая епископов, священников и монахов. Монголо-татары уничтожили все христианские святыни и монастыри. Туров пришел в упадок, епархию перевели в Пинск.
Сохранилось 58 текстов Кирилла Туровского. Уровень владения словом у него был такой, что его называли: «Златоуст, паче всех нам воссиявший на Руси». Современники восторгались красотой его слога и силой эмоционального воздействия. Творения великого гуманиста древности святителя Кирилла Туровского свидетельствуют всему миру о глубине корней христианской культуры Беларуси.
В 1993 году благодарные потомки установили памятник человеку, прославившему Туровскую землю, на самом высоком месте Турова – на Замковой горе.
Недалеко от этого места, на Борисоглебском кладбище, находится каменный крест, ставший сейчас местом паломничества. Он неожиданно появился из-под земли и до сих пор ежегодно увеличивается в высоту более чем на сантиметр. Есть несколько версий этого чуда, которое, как говорят, оказывает положительное действие, стоит только прикоснуться к нему. По одной из версий – крест один из трех, приплывших по Днепру и Припяти из Киева сразу после крещения Руси (два креста находятся в деревянной церкви Всех Святых). По другой версии, крест дает основания для раскрытия тайны захоронения Кирилла Туровского, которое до сих пор неизвестна.
Легенда вселяет надежду, что когда-нибудь откроются неизвестные факты о Кирилле Туровском и времени, в котором он жил.
Поделись с друзьями!