“Проезд 5 копеек”. В Витебске работает уникальный музей трамвая
01/09/2020 | 1367 просмотровГоворим “Витебск” и сразу же вспоминаем Марка Шагала, “Славянский базар” и батончики “Витьба”. А что еще? Оказывается, в городе работает музей истории электротранспорта, который в народе называют музеем трамвая. Пора наведаться туда и узнать все секреты витебского трамвая.
Почему Витебск?
В этом городе появилась первая на территории современной Беларуси трамвайная линия.
Все началось еще в 1896 году. Когда в Греции проходила первая в современном мире Олимпиада, в Витебске был заключен контракт с французом Фернаном Гильеном о запуске электрического трамвая.
К тому моменту электротранспорт был запущен всего в нескольких городах Российской империи - Киеве и Нижнем Новгороде. Причем, в Киеве трамвайное движение запустила немецкая компания Siemens. Да, та самая.
В Витебске, напомним, контракт был заключен с Гильеном, который получил право использования трамвайной линии на 40 лет вперед. В обмен на это французский подданный должен был построить линию за собственные деньги.
Трамвай в Витебске запустили уже в 1898 году. К слову, в Москве первые линии появились в 1899 году, а в Минске трамвай появился после революции, в 1929 году.
Но вернемся в Витебск. Помимо самой трамвайной линии в городе появилась электростанция огромной по тем временам мощности - в 425 кВт. Это была настоящая удача для губернского города.
Благодаря трамваю в Витебске появилось освещение. Электричества хватило для административных и военных учреждений, суда, гостиницы и лазарета.
Трамвайная линия в Витебске была прибыльным бизнесом для его владельцев.
Но затем произошла революция, и трамвай в Витебске оказался в руках государства.
Советский трамвай в Витебске
С 1917 года трамвай в Витебске стал народным. В то же время в городе жил невероятный Шагал и супрематичный Малевич, работала целая группа художников-авангардистов.
Эти яркие люди ездили по городу на дребезжащих вагонах, ловко запрыгивая на подножку в любом месте.
В то время проезд в городском трамвае стоил 5 копеек, ученики в нарядной школьной форме могли заплатить всего 3 копейки. Дети до 5 лет могли проехать на трамвае бесплатно.
Для справки: за 15-16 часов работы в 1920-е годы платили 50-60 копеек.
Интересно, что водители ездили стоя до 1928 года, и только в этом году появились сиденья. Тогда же были, наконец, застеклены вагоны трамвая, были установлены буферные огни.
В период войны движение трамваев в Витебске было фактически уничтожено. Только часть оборудования и вагонов удалось эвакуировать на Урал.
После войны трамваи в городе появились в 1947 году. Движение удалось запустить благодаря работникам депо и неравнодушным горожанам - они помогали восстанавливать линии, выходили на субботники и воскресники, и в итоге трамвайчики снова забегали по Витебску.
К сожалению, в 1950-1960-е годы от трамваев начали отказываться. Их посчитали шумными и несовременными. И в Витебске количество маршрутов сократилось - в 1963 году были убраны рельсы на Комсомольской улице.
Тогда же началось быстрое развитие троллейбусного движения в Витебске, но это другая история. А мы продолжаем “трамвайные заметки”.
Сегодня в Витебске действует 7 маршрутов, еще в 1998 году их было 9. Один из трамвайных маршрутов был закрыт в июле 2020 года, и, похоже, вагончиков на рельсах будет еще меньше.
Хотите узнать больше о трамвайном движении в Витебске? Тогда вам в музей на 5-й улице Фрунзе, 7.
Учреждение работает по будним дням, его посещение необходимо согласовывать заранее по телефонам: +375 212 60-15-20, +375 29 714-33-39.
Поделись с друзьями!