Ваш личный кабинет ВХОД

Сборные экскурсии по Беларуси

гарантированные заезды каждую неделю

Сборные регулярные туры

по Беларуси на 2-7 дней

Экскурсии по Беларуси

Для организованных групп

Обычаи и традиции. Семуха

Семуха

Семуха, Зеленые святки – именно так называют белорусы праздник Троицы. Этот день является одним из самых важных праздников православного календаря. Отмечается он на 50-й день после Пасхи, поэтому можно услышать еще одно его название – Пятидесятница. У белорусов Троица включена в целый цикл праздничных дней, связанных между собой. Начинаются эти праздничные дни в четверг седьмой недели после Пасхи, отсюда и – Семуха.

В этот цикл кроме Троицы входят еще такие дни, как «родительская суббота», или «троицкие дзяды», когда поминают умерших предков. Понедельник после Троицы называется Духов день: считается, что именно в этот день на апостолов сошел Святой Дух, который подвигнул их проповедовать христианство. Четверг на этой неделе называли «Навской троицей», «Сухим днем» или «Кривым четвергом».

Зелеными святками эти дни наши предки окрестили не зря. Семуха праздновалась тогда, когда все вокруг было зеленым. Одним из главных обрядов этого праздника было «завивание» березки. Молодые девушки ходили в лес и закручивали на березе ветки в виде венка, украшая их лентами. В некоторых регионах березу заламывали – то есть пригибали ветки к земле и сплетали с травой. Иногда по таким венкам предсказывали будущее: у той девушки, чей венок зеленел, жизнь будет долгая. Высохшие венки бросал в воду: если плывет, то будет еще хоть один год жизни, если сразу тонет – быстрая кончина.

После «завивания» девушки начинали танцевать вокруг березки, водить хороводы, петь частушки. Например, такие:

Мы веночки завили,

Мы гарэлочку попили,

И яешню поели!

 

После праздника березку нужно было развить, чтобы дерево не затаило обиды. В некоторых местах деревце даже срубали, наряжали в девичье платье, украшали цветами и лентами и водили по деревне, а потом топили в реке или сжигали.

Дома в этот день было принято украшать зеленью – березовыми ветками, аиром. И в церковь тоже все несли березовые веточки, полевые цветы. Их потом высушивали и хранили за иконами. Зелень, которой украшали дома, принято было уничтожать. Это было нужно, чтобы избавиться от русалок. В Брестской области засохшую зелень выбрасывали только через неделю после Троицы, «а то на ней русалка будет сидеть».

Существовала примета, что если на Семуху походить босыми ногами по земле, то ноги болеть не будут.

На второй день Семухи в большинстве деревень Полесья проходил обряд, который назывался «куст». В деревне выбиралась самая красивая девушка, которую украшали различной зеленью - ветками березы и клена, цветами. Она возглавляла шествие. Люди с песней обходили всю деревню, заходили на панский двор, поздравляли всех с праздником.

За это им давали деньги или еду. Потом все собранное сносили в один дом, и начиналась гулянка.

В белорусских деревнях ходило много легенд о русалках, которые в эти дни начинают свои игрища. Нагие, с длинными развевающимися черными волосами и черными глазами они бегают по полям и лесам, качаются на ветках. Кто увидит их вблизи, у того лицо навсегда сведет страшной гримасой. Считалось, что русалки – это девочки, которые умерли некрещенными.

На Гомельщине даже существовал обряд проводов русалок. Опять-таки выбирали самую красивую девушку, на голову которой надевали венок. Она должна была с распущенными волосами, нагая бегать по житу и ловить других девушек. В других регионах девушки приходили к полю, бросали в него свои венки – как можно дальше – и убегали.

На Полесье существовали свои традиции, связанные с русалками. Считалось, что на Троицу нужно обязательно помянуть предков в тех семьях, где недавно умирали молодые незамужние девушки. В таких домах в ночь перед Навской Троицей устраивали поминальный ужин, за ограду вывешивалась одежда, которую носили умершие. Кроме того в этот день нельзя было шить, прясть, белить хату и печь, работать в огороде и даже купаться в реке, чтобы не обидеть русалок. 

 

Поделись с друзьями!



РАССЫЛКА ОТ PROBELARUS