“Изя, где тебя носило?” Туристам предлагают путешествие по еврейским штетлам Витебщины
03/09/2020 | 1395 просмотровКак вы думаете, где находится еврейская столица Беларуси? “Вероятно, это Бобруйск”, - скажет большинство. Но не спешите, север страны в прошлом - это мир еврейских местечек. Каждое из них было наполнено жизнью, молитвами и веселыми детскими голосами. Узнать историю местечек можно во время экскурсии “Потерянный рай: жизнь и катастрофа белорусских штетлов”.
Программа тематической экскурсии была разработана Национальным агентством по туризму совместно с Глубокским, Докшицким и Ушачским райисполкомами.
Турмаршрут включает знакомство с жизнью штетлов, посещение музеев и мемориальных комплексов, памятников и захоронений.
Презентация нового маршрута прошла 18 июня, на ней присутствовали специалисты туротрасли и представители посольства Израиля.
Всего в презентационной поездке участвовало около 30 человек, которые оценили туристический маршрут по трем районам Витебской области и поделились своими положительными эмоциями.
Теперь к этим путешественникам можете присоединиться и вы. Выезжаем в еврейские штетлы прямо сейчас - вместе!
Знакомьтесь, это штетл
Штетлы - это типичные еврейские городки, которые компактно существовали в Восточной Европе до начала Второй мировой войны и Холокоста.
Название “штетл” на идиш означает “городок”, и таких поселений в Российской империи было великое множество. А на территории современной Беларуси евреи и вовсе составляли большинство среди городского населения.
Почему так получилось? После присоединения Речи Посполитой к России, Беларусь попала в так называемую “черту еврейской оседлости”. За ее пределами представителям этого народа селиться фактически запрещалось.
И они заселяли небольшие местечки, делая их центром своего небольшого мира - многие не выезжали за пределы штетла. Примерно таким был Воложин и Житковичи, Шклов и Хотимск, и десятки современных белорусских городков.
К сожалению, с приходом фашистов жителей штетлов начали массово уничтожать, и после 1945 года штетлы были потеряны.
Глубокое, Докшицы и Ушачи - типичные еврейские штетлы
Одной из жемчужин туристического маршрута “Потерянный рай: жизнь и катастрофа белорусских штетлов” по праву считается Глубокое. В современном городе живет около 20 тысяч человек, большинство из них - белорусы.
До Второй мировой войны соотношение было иным, в городе проживала большая еврейская община. Согласно сведениям историков, первые представители древнего народа появились в Глубоком в начале XVII века.
С приходом в город евреев, он стал настоящим центром торговли - и с середины XVII века в Глубоком проводилось от трех до шести ярмарок, работали еженедельные базары.
Большинство евреев города работало в сфере торговли, многие занимались ремеслами и рыболовством.
А в XIX веке исследователи и вовсе писали, что «Глубокое населено почти только одними евреями и ведет большую торговлю с Ригой».
Первая синагога в Глубоком появилась в конце XVI века на главной Базарной площади. Первое здание, по-видимому, было деревянным и вскоре сгорело. Новая синагога появилась спустя время и стала настоящим духовным центром еврейской общины.
Синагога в Глубоком
Старожилы помнят синагогу на улице Московской, ранее носившей имя Варшавская и Докшицкая. Также в городе действовало несколько молельных домов, где собирались иудеи.
После революции и периода войн Глубокое вошло в состав Польши. В это время многие энергичные люди, - Гершон Ледерман, Мойсей Шульгейфер, Залман Рубашкин, - вели торговлю с европейскими городами.
В 1930-е годы Глубокое и вовсе сравнивали со “свободным Данцигом” (современный Гданьск в Польше), так здесь процветал бизнес. Тогда в городе издавалось несколько газет на идише, работали школы и молельные дома.
Все закончилось в 1941 году. В первый же год войны было создано Глубокское гетто, куда принудительно переселили многих жителей города - почти все они были расстреляны или замучены в период с 1941 по 1943 год.
Мемориал еврейским узникам Глубокского гетто
И после победы еврейское Глубокое фактически перестало существовать.
Та же судьба ждала и еврейское население Докшиц. А ведь до войны в городке в основном проживали иудеи - по некоторым данным до 75% жителей местечка были евреями.
В начале XX века им принадлежали почти все торговые лавки и магазины Докшиц, а было их более 100. Двое местных купцов имели годовой доход свыше 100 тысяч рублей - это просто космическая сумма, равная сотням средних зарплат рабочего.
До 1941 года в городе работало несколько синагог - Головда, Нявде, Любовие, религиозные школы и молельные дома.
Синагога в Докшицах
Вот что о евреях из Докшиц вспоминают местные жители: “Все евреи Докшиц были верующими, они шли в молитвенные дома всегда, когда имели малейшую возможность, особенно по праздникам”. Иудеи строго соблюдали Шабат и не работали в субботу, даже огонь не зажигали и вообще старались как можно меньше двигаться.
В войну здесь также существовало гетто, которое уничтожили за 17 дней. В 1968 году на месте массовых расстрелов был заложен сквер и установлена памятная доска с именами погибших.
Мемориал еврейским узникам Докшицкого гетто
Движемся в Ушачи, в окрестностях которых родились Василь Быков и Рыгор Барадулин. И это еще одно еврейское местечко, где до войны мирно сосуществовали христиане и иудеи.
Евреи называли Ушачи на свой лад - Ушоц. Первые упоминания о местных иудеях относятся к началу XVIII века, когда здесь компактно проживала община.
По данным переписи населения 1897 года, в Ушачах насчитывалось более 1000 евреев, почти 80% населения местечка.
Синагога в Ушачах
Многие из них, по традиции, занимались торговлей и ремеслом. И одно из самых старых зданий Ушачей, сохранившихся до наших дней, когда-то было еврейским торговым центром. Здесь продавались колониальные товары (чай, сахар, кофе), ткани и прочие необходимые в хозяйстве вещи.
В начале XX века в городке был собственный небольшой госпиталь, работали еврейские школы и молельные дома.
Мемориал еврейским узникам гетто в Ушахах
В войну Ушачи были практически уничтожены, погибла большая часть иудеев. Сегодня об их культурном наследии напоминает старое кладбище с надписями на идиш, да свидетельства местных жителей, переживших войну.
Поделись с друзьями!