Откуда взялся белорусский авангард
19/02/2020 | 3288 просмотровОткуда взялся белорусский авангард
Авангардное искусство Беларуси - яркое и неоднозначное явление. В начале 1920-х, после войны, во время становления советского строя появилась потребность в новом типе искусства, далекого от классики и официоза. Новые художественные школы, которые появились на территории БССР и Западной Беларуси перенимали опыт европейских творческих экспериментов, а также предлагали собственные уникальные идеи.
Формируются новые направления: творчество Марка Шагала, Фердинанда Рущица, Язепа Дроздовича не имеет ничего общего с монументализмом и пропагандой советской массовой культуры. Казимир Малевич, Юдель Пэн, Михаил Филиппович реализуют на холстах собственные идеи, не боятся экспериментов, создают синкретичные полотна, написанные в нескольких жанровых стилистиках.
Начало 1920-х годов стало невероятно продуктивным для изобразительного творчества белорусских художников, именно эта эпоха расцвета новых жанров, форм и необычных экспериментов станет позже образцом для художников андеграунда середины 1980-х. Прогрессивные тенденции наиболее ярко проявились в творчестве художественного объединения УНОВИС, созданного Казимиром Малевичем. Примечательно, что новые стилистические решения, предложенные художниками, нашли отражение не только в живописи и скульптуре. В начале 1930-х была закончена часть Витебской архитектурной застройки, созданной по идеям творцов из УНОВИСа в стиле конструктивизм.
Творческая группа уделяла внимание и пластическим видам искусства: в 1920-е А. Крученых написал оперу «Победа над солнцем», к которой молодые художники писали декорации, а также принимали участие в постановке. Была разработана идея супрематического балета, однако постановку не успели воплотить в жизнь. Несмотря на репрессии, начатые в конце 1920-х в отношении деятелей авангардной культуры, это десятилетие дало толчок к формированию и развитию нового типа белорусского искусства.
Во время туров по Беларуси можно посетить несколько музеев, посвященных этому направлению искусства. Здесь можно ближе познакомиться с творчеством художников, проникнуться идеями искусства, свободного от жанровых рамок и политики.
Арт-центр Марка Шагала в Витебске
Был открыт в 1992 году. В центре хранятся графические работы художника: гравюры, литографии. Интерес представляет серия книжных иллюстраций. Шагал создал картины к произведению «Мертвые души» Гоголя.
Здесь же можно увидеть религиозные работы: циклы литографий на тему Библии, 12 колен Израиля.
В музее регулярно проходят экскурсии, творческие акции. В Международных Шагаловских пленэрах участвуют художники, работающие в техниках модерна. Здесь проводятся арт-акции, можно познакомиться с новейшими направлениями современного искусства. Музей Шагала привлекает поклонников нетрадиционной, андеграундной и авангардной живописи и иных видов искусства. Здесь помогут с другой стороны взглянуть на привычные вещи.
Дом-музей Шагала в Витебске
Открыт в 1997 году, на противоположном берегу от арт-центра. Музей создан в доме, где раньше жил художник. Именно здесь мальчик создавал свои первые работы.
В музее сохранились предметы быта — можно познакомиться с традиционным укладом жизни горожан. Есть копии архивных документов, из которых можно узнать, как жила семья Шагала.
Витебским годам Шагал посвятил целую серию картин. Их копии есть в доме-музее. Легко сравнить их с интерьером, найти сходство с квартирой юного Марка.
В 1999 году возле музея был установлен знаменитый памятник Шагалу. Юный художник изображен со скрипкой в руках, которая постепенно переходит в палитру. На полотне образы Витебска перетекают в картины Парижа, где художник жил в зрелые годы.
Пространство Хаима Сутина в Смиловичах
Музей был открыт в Смиловичах в 2008 году. Авангардный художник белорусского происхождения стал ярчайшим представителей авангарда и Парижской школы. Расположен мемориальный музей в доме детского творчества.
В музее три зала, где представлены работы разных периодов творчества. Интересны картины, посвященные Смиловичам и их жителям. По рисункам художника можно легко представить быт еврейской общины в небольшом поселке. В зале «На Родине» также есть картины Минска и Вильнюса, где художник учился и работал.
Второй зал «Парижское кафе» стилизован под атмосферу улиц французской столицы. В зале есть столики, барная стойка, можно даже заказать чай и посидеть, любуясь полотнами. На стенах размещены репродукции работ Сутина, а также иных представителей Парижской школы, выходцев из Беларуси: Шагала, Кикоина, Мещанинова, Цадкина.
Третий зал посвящен творчеству последователя Сутина - Шраги Царфина. Художник был другом и земляком Сутина. Они вместе делали первые шаги в искусстве модерна и авангарда. На ярких полотнах много пейзажей Беларуси и Литвы. Потому зал получил название «Возвращение на Родину».
Авангардное искусство Беларуси не теряет актуальности до сих пор. Творчество художников начала XX века оказало огромное влияние на мировое искусство. Выставки представителей авангарда и андеграунда периодически проходят в столичных музеях и арт-хабах. В рамках туров по Беларуси стоит выделить немного времени и познакомиться с этим уникальным явлением искусства поближе.
Поделись с друзьями!